Финансовая грамотность для детей: с чего начать обучение?

Финансовая грамотность для детей: с чего начать обучение? Финансовая грамотность для детей: с чего начать обучение? Финансовая грамотность для детей: с чего начать обучение? Финансовая грамотность для детей: с чего начать обучение?
Содержание

    Если ваш ребёнок знает, что дважды два — четыре, можно начинать задумываться о его карманных расходах. В чём особенность современной финансовой грамотности для детей и какой должна быть первая банковских карта, разбираемся в этой статье.

    Содержание

    Почему детям важно знать основы финансовой грамотности?

    Купить мороженое на перемене, оплатить школьный обед, сбегать за хлебом или расплатиться за подарок другу на день рождения. Ситуаций, которые учат ребёнка обращаться с финансами, в современном мире немало. И задача родителей — своевременно просвещать детей в этом вопросе, помогая понять, как на самом деле построены денежные отношения. Первые уроки по финансовой грамотности принято начинать в начальной школе. В этот период происходит активная социализация ребёнка: он чаще проводит время без мамы с папой и приобретает новые навыки и умения.

    Формирование знаний финансовой грамотности у обучающихся в начальной школе помогает уберечь детей от многих ошибок в отношениях с деньгами в будущем, ведь о необходимости долгосрочного планирования и основах семейного бюджета они будут слышать с детства.

    Какие минимальные навыки детской финансовой грамотности должны быть у школьников начальных классов

    Единых правил в этом вопросе нет. Набор навыков каждый родитель определяет сам, но начать можно с арифметики. Если малыш поймёт принцип счёта, ему будет проще освоиться на уроке финансовой грамотности в начальной школе. Не лишним будет объяснить и показать детям, что сама по себе математика — один из важнейших предметов в образовании, который они будут применять на практике, когда вырастут.

    Чем взрослее становится человек, тем глубже у него должны быть знания, даже в области детской финансовой грамотности. В ходе своего развития он узнаёт про финансовые продукты и услуги. Начать логичнее с банковских, постепенно перейти к страховым, а уже в старших классах впервые объяснить принципы работы инвестиционных.

    Принципы управления деньгами и планирования расходов и доходов при этом важно прививать с младшего возраста. Для совсем маленьких детей образовательный процесс лучшего всего проводить в форме игры, детей постарше напрямую знакомить с финансовыми инструментами. Например, в РНКБ детскую банковскую карту можно оформить уже с 6 лет. Ребёнок сможет самостоятельно положить на неё средства, при этом карта закрыта для оплаты покупок в интернете — во избежание мошеннических операций.

    С какого возраста стоит начинать формирование финансовой грамотности у ребёнка?

    Считается, что лучше начинать тогда, когда ребёнок уже умеет считать и знает, что вещи родители приносят из магазина, а для их покупки ходят на работу. Воспитывать ребёнка — значит также обеспечить ему введение в финансовую грамотность для поступления в начальную школу.

    Стоит ли подумать о финансовой грамотности для малышей? Конечно, в первые три года жизни человека такое в принципе будет сложно объяснить ему. Но даже игрушку-счёты или кассу можно будет приобрести для совсем юных граждан.

    Ряд экспертов сходится во мнении, что первые основы финансовой грамотности стоит привить ребёнку за год до школы. Сколько стоит проезд на автобусе и булочка в столовой, почему нельзя просто так отдавать свои деньги другим людям и как правильно хранить деньги — подобные вопросы зачастую возникают у детей именно в этот период.

    Если ребёнок дошкольного возраста интересуется, как выглядят деньги или как правильно платить в магазине, поддержите его любопытство. Например, можно вместе сходить в магазин и оплатить покупки картой или перекусить в кафе и расплатиться с помощью QR-кода.

    Как можно учить детей финансовой грамотности

    Разберём несколько примеров обучения финграмотности для детей разного возраста. Предположим, что финансовую грамотность для детей начальной школы как предмет им будут преподавать учителя, а родители научат основам обращения с деньгами в игровой и практической форме.

    Малыши-дошкольники

    Для детей до 6–7 лет важно максимально просто объяснять все понятия на примерах. В качестве денег можно использовать простые листочки деревьев. Обменивая их на игрушки, ребёнок потихоньку начнёт понимать, что за одну вещь можно получать другую. Затем следует приобрести детские счёты: они помогут научиться считать. Следом подключают пластиковые монетки и игрушечные бумажные купюры.

    Ученики начальной школы

    Финансовая грамотность для школьников начальных классов более многообразна. Сперва можно научить ребёнка вести учёт доходов и расходов — для этого, как минимум, пригодятся блокнот и ручка. А чтобы процесс был интереснее, используйте цветные маркеры, ручки с блёстками или веселыми персонажами на них, а также различные стикеры.

    Затем можно подключить настольные игры и книги по финансовой грамотности. Речь, конечно, не об учебниках, а об адаптированных изданиях, которые в формате рассказов или сказок дают детям понимание правильного обращения с деньгами. А после перейти к практике. Ниже — примеры заданий, которые созданы для детей начальной школы с целью освоения ими основ финансовой грамотности.

    • Покажите ребёнку в импровизированной игре ситуацию, как он получает разные суммы карманных денег и распределяет их по дням. Сначала предоставьте ребёнку полную свободу действий в игре, а затем постепенно начинайте корректировать его «финансовую стратегию»: предложите не тратить деньги какое-то время и накопить на желанную игрушку или пообещайте удвоить сумму карманных денег, если он будет отдавать часть сэкономленного вам — аналог банковского вклада.
    • Постепенно учите ребёнка обращению с настоящими деньгам. С первого дня ведите с ним учёт полученных и потраченных сумм. Не ругайте ребёнка за допущенные ошибки, а спокойно объясняйте, как их можно было избежать.
    • Откройте ребёнку его первую дебетовую карту, чтобы следить за его тратами и учить оплачивать покупки безналичным способом. Например, в РНКБ функционал такой карты специально ограничен только необходимыми опциями, и у взрослых есть возможность контролировать расчётные операции через мобильное приложение или интернет-банк.

    В целом, финансовая грамотность для детей начальной школы — это микс игровых вариантов обучения и первых базовых знаний, которые ребёнок может самостоятельно практиковать в школьной столовой или, например, покупая напитки после занятий спортом.

    Ученики средней школы

    Если основы финансовой грамотности для начальных классов построены по принципу игры, то в средней школе подход усложняется. С этого момента у детей появляется больше самостоятельности, в том числе в денежных вопросах.

    В средней школе ребёнку можно пояснить, что учёт доходов и расходов он теперь ведёт один, без вашей помощи, хотя вы можете дать совет как более опытный «финансовый консультант». Это также отличное время, чтобы купить ребёнку первую копилку.

    Помимо ответственности за хранение и распоряжение собственными финансами, ребёнку следует научиться нести ответственность за неверные финансовые решения. Не стоит ограничивать карманные расходы, необходимые для оплаты проезда и еды, но часть денег на развлечения можно и нужно контролировать. Например, выдавать определённую сумму карманных денег на неделю, проговаривая, что треть их положена на походы с друзьями в кино или кафе и совершение других необязательных покупок. При этом, если ребёнок потратит все средства в начале недели, следующий «транш» на развлечения получит только в конце следующей.

    Кроме того, начиная с 7–8 класса детей можно брать с собой в банк, если вы идёте совершить простые операции: снять деньги или открыть вклад. Там же важно научить ребёнка никому не передавать свою банковскую карту, не показывать ПИН-код и задавать максимум уточняющих вопросов сотруднику банка. Кстати, вы можете на практике показать ребёнку, как можно копить на «мечту» с помощью банковского вклада. В РНКБ при оформлении детской карты можно открыть и детский вклад «Копилка» с ежемесячным начислением процентов. Ребёнок сможет через мобильное приложение контролировать свои накопление и без ограничений делать дополнительные взносы.

    Ученики старшей школы

    В 9–11 классах проще всего совершить уже значительные финансовые ошибки, так как и средств на карманные расходы, и соблазнов становится больше. В этом возрасте ребёнок может начать самостоятельно звонить в банк по вопросам своей «детской» карты. Кроме того, с 14–16 лет можно самостоятельно зарабатывать в свободное время на свои желания. Например, выгуливать собак или писать тексты для социальных сетей.

    Изучение экономики в школе также поможет подростку лучше понимать товарно-денежные отношения и мир финансов. Частично можно познакомить ребенка и с экономическим анализом. Вообще это дисциплина из вуза, но базовые понятия он может получить уже в старших классах школы.

    7 советов взрослым для повышения детской финансовой грамотности

    Развитие финансовой грамотности в начальной школе — важный этап на пути становления человека. Но изучение её основ должно сопровождать его на протяжении всей жизни. Вот несколько советов, которые помогут делать это правильно.

    • Не бойтесь говорить с ребёнком о деньгах с ранних лет.
      Чем раньше маленький человек осознает, что деньги — неотъемлемая вещь в современном мире, требующая внимательности, ответственности и осторожного обращения, тем лучше.
    • Используйте ежедневные события для объяснения основ финграмотности.
      Не стали покупать торт в этом магазине и пошли в другой, чтобы приобрести его со скидкой? Расскажите ребёнку, почему сделали такой выбор и как работают акции и программы лояльности. Оплатили товар банковской картой вместо наличных? Также объясните, как можно расплачиваться обоими способами и когда лучше выбрать карту.
    • Расскажите, из чего складывается стоимость товаров.
      Ребёнку сложно понять, почему на даче у бабушки он может взять огурец с грядки бесплатно, а в магазине за него нужно заплатить. Объясните, что один человек тратит время и силы, чтобы вырастить урожай, второй доставляет этот товар в магазин, а третий — отвечает за то, чтобы вы смогли купить овощи свежими.
    • Планируйте личный бюджет ребёнка и совместный бюджет семьи вместе.
      Это отличная возможность показать, какой вклад делает в «общую копилку» каждый член семьи и как ребёнку принять в этом непосредственное участие.
    • Объясните, что такое заработная плата. Как она формируется и кто её платит.
      Что-то можно рассказать в дошкольном возрасте, а к каким-то сложным моментам перейти в подростковом.
    • Введите карманные деньги в начальной школе. От небольших сумм к более значимым в зависимости от возраста.
      Даже некрупные суммы собственных средств позволят ребёнку понять, что ему доверяют, а заодно начать изучать «денежный вопрос».
    • Откройте «детскую» банковскую карту. Это быстро, просто и очень удобно.
      В РНКБ оформить и получить такую карту можно детям с 6 лет. При этом сама карта будет привязана к счёту родителей, а лимит расходов можно варьировать без визита в банк через мобильное приложение.
    Поделиться
    Оцените статью

    Почему?

    Спасибо за оценку! Мы любим обратную связь – она помогает нашей команде становиться лучше
    Содержание

      Еще по этой теме

      Как оформить материнский капитал в 2025 году

      Новости о пополнении в семье, как правило, сопровождаются оформлением различных документов. И большую роль в этом вопросе играют льготы и субсидии от государства. Разбираемся, как оформить основную: материнский капитал.

      Предложите тему статьи

      Изображение

      Отправьте свою идею и мы рассмотрим её при следующей подготовке статей

      Ваша заявка успешно отправлена!

      Мы возьмём её в работу в ближайшее время

      Упс..

      Что-то пошло не так, попробуйте снова

      Вернуться