Меню

Финансовая грамотность
для бизнеса

Как избежать ограничения операций по счету в рамках 115-ФЗ
Защитите свой бизнес и работайте без опасений
Финансовая грамотность для бизнеса Финансовая грамотность для бизнеса Финансовая грамотность для бизнеса Финансовая грамотность для бизнеса Финансовая грамотность для бизнеса

Рекомендации

Вопрос-ответ

Документы

Минимизируйте расчеты
и расходы наличными

Изображение Изображение Изображение

Используйте корпоративные банковские карты для расчета в магазинах

Изображение Изображение Изображение

Зарплату выплачивайте по заключенным зарплатным договорам с Банком

Изображение Изображение Изображение

Оборот наличных денежных средств должен быть сведен к минимуму

Следите за документооборотом

Храните первичные документы, которые подтверждают законность операций

договоры, соглашения, спецификации, накладные и т. д.

Храните документацию по расчетам

Обязательно храните чеки, акты и другую документацию по расчетам, произведенным с использованием бизнес-карты или наличных, снятых по чеку, а также составляйте авансовые отчеты.

Соблюдайте режим использования счета

Не используйте счет личной карты собственника для ведения предпринимательской деятельности.

Работайте в рамках выбранных ОКВЭД

Для контрагентов, банков и налоговой коды ОКВЭД — ключевая информация о вашей деятельности, поэтому она должна быть актуальной. Ваши операции по счету в Банке должны соответствовать заявленному виду деятельности.

Не проводите расчеты и оплаты в наличной форме в размере более 100 тыс. рублей

Согласно Указанию Банка России от 09 декабря 2019 года № 5348-У «О правилах наличных расчетов», наличные расчеты и оплаты индивидуальных предпринимателей с юридическими лицами, как и наличные расчеты между юридическими лицами, не должны превышать лимит в 100 тысяч рублей. Причём этот лимит относится ко всему сроку действия договора.

Оплачивайте налоги в полном объеме и в срок

Уплата налогов по расчетному счету на данный момент является одним из ключевых факторов, на которые обращают внимание все кредитные организации.

Изобрадение Изобрадение Изобрадение Изобрадение

Платите налоги вовремя и в полном объеме с расчетного счета в Банке

Изобрадение Изобрадение Изобрадение Изобрадение

Если вы оплачивали налоги с расчетного счета в другом банке, храните подтверждающие это платежные поручения и будьте готовы предоставить их по запросу Банка

Работайте только с проверенными и надежными контрагентами

В налоговой практике существует понятие «должной осмотрительности», которое в том числе подразумевает, что юридические лица должны прикладывать максимум усилий для проверки своих контрагентов. Присутствие в контрагентах юридических лиц с признаками «фирм-однодневок» является негативным фактором:

  • проверьте контрагента по доступным источникам информации,
  • запросите и изучите его учредительные документы,
  • поинтересуйтесь деловой репутацией и наличием ресурсов (в том числе трудовых), для выполнения контракта.

Своевременно сообщайте Банку об изменениях

Если у вас сменился ОКВЭД, учредитель, директор, адрес фактического ведения бизнеса и другая информация, которую вы предоставляли при открытии счета в Банке, следует незамедлительно сообщить об этом Банку и предоставить подтверждающие это изменение документы.

Проводите через Банк оплату
всех основных расходов

Изображение Изображение Изображение

Оплачивайте аренду и коммунальные услуги

Изображение Изображение Изображение

Оформите всех сотрудников в штат, платите рыночную зарплату и НДФЛ

Изображение Изображение Изображение

Это покажет Банку, что вы ведете реальную деятельность

Подробно заполняйте платежные документы

Максимально полно указывайте назначение платежа:

  • конкретно за какие товары/услуги,
  • с указанием реквизитов и наименований договоров,
  • с указанием счетов, спецификаций и т. д.

Попросите об этом же своих контрагентов.

Своевременно представляйте информацию/документы в Банк

Банки реализуют в своей деятельности принцип «знай своего клиента»: чем больше Банк знает о вашей компании, тем меньше вопросов он задает.

Банк может запрашивать документы по операциям, которые ваша компания проводит по расчетным счетам.

Не игнорируйте запросы, оперативно представляете необходимую информацию. Пишите подробные письменные пояснения о схеме и особенностях ведения бизнеса, чтобы максимально раскрыть экономическую суть проводимых операций.

Документально оформите материальные ресурсы бизнеса (помещения, сырьё, технику и оборудование), проводите расчёты через банковский счёт

Если вы занимаетесь сельскохозяйственной или производственной деятельностью, и часть материальных ресурсов не находятся у вас в собственности, рекомендуем оформить лизинг, аренду или официальную передачу вам в пользование техники и оборудования. Заключите договор аренды земельных паев, складских и производственных помещений. Проводите расчёты по договорам преимущественно безналично через банковский счёт.

Что такое сомнительные операции?

Сомнительные операции — операции, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей.

Сомнительные операции могут проводиться для:

  • вывода капитала из страны,
  • финансирования «серого» импорта,
  • перевода денежных средств из безналичной в наличную форму,
  • последующего ухода от налогообложения,
  • финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей.

Почему я должен проверять своих контрагентов?

Любая компания должна тщательно подходить к выбору бизнес-партнера и проявлять должную осмотрительность, чтобы обезопасить себя от мошенников, убедиться в благонадежности поставщика, сохранить свою репутацию. Компания, которая не проявляет должной осмотрительности, подвергает себя определенным рискам:

  • финансовым: недобросовестный контрагент может не исполнить/ненадлежащим образом исполнить обязательства или нарушить сроки их исполнения
  • репутационным: сотрудничество с недобросовестным контрагентом может отрицательно сказаться на имидже организации
  • риски принятия ограничительных мер со стороны обслуживающих банков: расчеты с сомнительными контрагентами могут привести к направлению запросов, ограничению ДБО, отказам в проведении операций

Как мне избежать блокировки интернет-банка по 115-ФЗ?

Выполняйте требования законодательства — платите налоги, минимизируйте снятие наличных и правильно оформляйте документы по операциям, своевременно отвечайте на запросы комплаенс-службы Банка.

На каком основании Банк запрашивает информацию по моей деятельности?

Банк в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров в рамках исполнения требований 115-ФЗ вправе запросить документы и информацию по деятельности клиента. Это стандартная процедура в отношении любого клиента в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу.

Что Банк вправе запросить у меня в рамках 115-ФЗ?

Согласно 115-ФЗ Банк вправе направлять клиентам запрос о предоставлении документов по проводимым операциям. При этом предприниматель обязан их предоставить. Запрос может быть направлен как в отношении одной операции или операций с одним контрагентом, так и в отношении операций с несколькими контрагентами или по деятельности клиента в целом. Внимательно ознакомьтесь с перечнем документов в запросе. Документы необходимо предоставить в указанный в запросе срок и по каждому пункту в запросе. Если некоторые документы не ведутся по объективным причинам, обязательно укажите эту информацию в письменных пояснениях.

Что делать если мы не успеваем ответить на запрос Банка?

Постарайтесь представить все запрашиваемые документы и сведения в срок, установленный Банком. В случае невозможности предоставить какие-либо документы для проверки в срок, необходимо уведомить об этом Банк с указанием причин и требуемого времени для их предоставления.

Что делать, если меня включили в «Черные списки»?

«Черный список» не существует. «Список отказников» формирует Банк России и в него попадают только те, кто получил отказ, либо с кем расторгнут договор банковского счета на основании 115-ФЗ в какой-либо финансовой организации.

Само по себе наличие клиента в таком списке не может являться причиной для отказа Банком в открытии счета или проведении операции.

Кроме того, у вас есть право на «реабилитацию».

Что такое «реабилитация» в рамках 115-ФЗ?

Если клиент не согласен с решением Банка об отказе в открытии счета или проведении операции, он вправе предоставить в Банк документы и сведения, свидетельствующие об устранении оснований принятых решений (форму заявления вы можете найти в разделе «Документы»). О результатах рассмотрения обращения Банк уведомляет клиента в 7-ми дневный срок.

В случае устранения оснований по ранее принятым отказам Банк соответственно обязан:

  • принять на обслуживание клиента;
  • провести соответствующую операцию клиента.

При принятии Банком решения об отсутствии оснований для пересмотра принятых ранее решений клиент вправе обратиться в межведомственную комиссию Банка России.

Что такое платформа «Знай своего клиента» (ЗСК)?

Это сервис, с помощью которого Банк России доводит до кредитных организаций информацию об уровне риска вовлечённости в проведение подозрительных операций их клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Банк России делит всех клиентов на три группы в зависимости от уровня риска: низкий – зелёный, средний – жёлтый и высокий – красный. А кредитная организация учитывает полученную информацию при реализации своих процедур «противолегализационного» контроля.

Как узнать клиенту, отнесён ли он к высокому уровню риска?

При отнесении юридического лица или индивидуального предпринимателя к высокому уровню риска, клиент получает соответствующее уведомление от банка, в котором обслуживаются его счета.

Если вы получили такое уведомление, вам будет предложено ознакомиться с рекомендациями о дальнейших действиях.

Что будет с клиентом, отнесённым к высокому уровню риска?

При принятии банком решения об отнесении юридического лица или индивидуального предпринимателя к высокому уровню риска совершения подозрительных операций и совпадении этой оценки с оценкой Банка России законодательством предусмотрен запрет на проведение большинства операций такого клиента. Фактически клиенту будет ограничен доступ к стандартным банковским услугам.